Советник по правовым вопросам юридической компании «ЛЕКСАР Про» Жанна Манкулова приняла участие в заседании дискуссионного клуба ПОРА «СМП как драйвер развития АЗРФ»

В работе ДК ПОРА приняли участие многие уважаемые эксперты, в том числе впервые Михаил Григорьев и Ильдар Неверов.

На данный момент 95% грузопотока по СМП приходится на вывоз полезных ископаемых из Арктики, а северный завоз и транзит обеспечивают лишь 5%, дал оценку Михаил Григорьев, директор консалтинговой компании «Гекон», член научно-технических советов Минприроды России и Минтранса России. Он обратил также внимание на то, что в современных экономических  условиях и естественных ресурсных ограничениях, необходимо тщательно подходить к реализации инвестпроектов в Арктике, выбирая наиболее реализуемые. Его подержал и член Экспертного совета ПОРА Михаил Жуков.

Но по мнению, Алексея Фадеева, ведущего  научного сотрудника Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН,  основным приоритетом при развитии Севморпути должен быть не экспорт углеводородов, а развитие прилегающих территорий. Именно по этому пути идут другие полярные государства, где одной из главных целей арктических проектов является вовлечение малого и среднего бизнеса. «В Норвегии значительная доля работ, связанных с нефтяными месторождениями, выполняется компаниями, которые, казалось бы, не имеют отношения к «нефтянке». При этом одно рабочее место в Арктике создает в среднем 14 рабочих мест в смежных регионах».

Ильдар Неверов, Председатель Комитета по природопользованию и экологии «Деловой России», отметил две очень важных проблемы, существующие в АЗРФ, и которые являются  препятствием для развития Арктики. Это развитие бизнеса в регионе, особенно малого и среднего. А также серьезной проблемой в АЗРФ, по его мнению, является невнятная политика по развитию реформы системы  управления ТБО в Арктике и ликвидация накопленного экологического ущерба. Эту позицию поддержали все эксперты.

В рамках взаимодействия ЭЦ ПОРА с Деловой Россией, планируется провести ДК  по этим темам.

Михаил Крутихин, экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку, партнёр информационно-консалтингового агентства RusEnergy, при всем своем скепсисе, к развитию Арктики, проектам, особенно в нефти и газе, обратил внимание присутствующих на смену инвестиционного подхода в ЕС. Теперь ЕС будет работать в рамках новой программы.  «Зеленая сделка» - крупнейшая в истории ЕС коррекция экономического курса. Проект предполагает изменения во всех отраслях с прицелом на достижение глобальной цели - формированию в ЕС углеродно-нейтрального пространства через 30 лет. И при реализации инвестиционных проектов, в том числе и в Арктике, нам придется с этим считаться. Советник  председателя Кольского научного центра РАН Владимир Маслобоев, отметил, что развитие СМП, при появлении множества судов важно, чтобы их выбросы не загрязняли Арктику. В настоящее время нет технологии ликвидации нефтяных разливов на мелком шельфе, поэтому необходимо предотвращать эти разливы. Частично решить проблему может перевод судов на СПГ. Но тут возникает проблема бункеровки, а следовательно и развития инфраструктуры  СМП. Александр Кугаевский, заместитель ректора СВФУ (Якутск), к.э.н., член-корреспондент Российской инженерной Академии, считает, что Севморпуть станет для Якутии «поясом жизни», только если на нем будет существенный трафик судов класса «река-море», которые смогут транспортировать грузы вглубь материка. Севморпуть разделяется на высокие широты и прибрежные области. При этом еще в советское время существовали определенные трения между «речниками» и крупнотоннажными морскими судами. В 1990-х были свернуты работы по созданию перспективной лихтеровозной системы. Вячеслав Марача, вице-президент Национальной Гильдии профессиональных консультантов, ведущий научный сотрудник РАНХиГС,  очень подробно обосновал роль СМП, как пояса развития для арктических регионов, его основные свойства, решаемые задачи и стратегическое значение.

В целом дискуссия была очень содержательной и прошла оживленно. В ходе дальнейшей работы будут формироваться обоснованные предложения для законодательных и исполнительных органов государственной власти по вопросам особенностей регулирования деятельности на территории арктического региона России.

© 2024 ЛЕКСАР ПРО – специализированная российская юридическая компания. Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Тел./факс: +7 (495) 902 66 82

E-mail: info@lexarpro.ru