Закон о контрактной системе предоставил новые преференции участникам СПИК

1 сентября 2016 года вступают в силу изменения,  вносимые в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые вводят новое основание для проведения закупки у единственного поставщика - осуществление закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (СПИК). Федеральный закон от 03.07.2016 № 365-ФЗ 

В соответствии с  Федеральным законом от 03.07.2016 № 365-ФЗ Правительство РФ наделяется правом своим актом определить сторону-инвестора СПИК или привлеченное такой стороной-инвестором иное лицо единственным поставщиком товара, создание или модернизацию и (или) освоение производства которого осуществляется в соответствии с заключенным СПИК.

Данное право может быть реализовано при одновременном выполнении следующих требований:

  • стороной СПИК является РФ (как самостоятельно, так и наряду с субъектом РФ и (или) муниципальным образованием);
  • объем инвестиций, предусмотренных СПИК, превышает 3 млрд. рублей;
  • производство товара на территории РФ будет осуществляться российским юридическим лицом;
  • страной происхождения товара является РФ;
  • СПИК содержит отлагательные условия, которые применяются в случае принятия указанного выше акта Правительства РФ. В том числе СПИК предусматривает право производителя товара заключать контракты на его поставку в качестве единственного поставщика. Совокупное количество товара каждого наименования не должно превышать 30% количества товара такого наименования, произведенного поставщиком в течение текущего календарного года.

Предусматривается создание реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ, в который будут включаться единственные поставщики в результате заключения СПИК.

Заказчики будут вправе заключать государственные контракты с включенными в реестр поставщиками в течение периода действия СПИК. Однако федеральный орган исполнительной власти, заключивший СПИК от имени РФ, может принять решение о продлении на 1 год срока осуществления закупок после окончания срока действия СПИК.

Также, в целях развития института СПИК Федеральный закон от 03.07.2016 № 365-ФЗ вносит изменения в Земельный кодекс РФ, предусматривающие заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимого для  осуществления деятельности по СПИК, без проведения торгов.

Закрепление на законодательном уровне положений об определении стороны-инвестора СПИК в качестве единственного поставщика является итогом довольно продолжительного обсуждения соответствующего законопроекта в Государственной Думе РФ и важным шагом в популяризации СПИК. Внесенные изменения повышают привлекательность СПИК для инвесторов путем решения одного из наиболее остро стоящих перед промышленниками вопросов о рынке сбыта продукции, в том числе полученной по итогам реализации инвестиционных проектов по созданию, модернизации, освоению производства.

Для справки. Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – механизм государственного стимулирования российской промышленности, предусмотренный Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», вступившим в силу с 30.06.2015 г.

Целями введения инструмента СПИК являются глубокая локализация технологических процессов на территории Российской Федерации, трансфер современных технологий в российскую промышленность, а также создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

СПИК заключается между инвестором (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) и Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации на срок до 10 лет. Наряду с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации стороной СПИК  может быть муниципальное образование.

По СПИК инвестор обязуется создать либо модернизировать, освоить производство промышленной продукции, а публичный субъект обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности.

СПИК предоставляет инвестору преимущества, в том числе:

  • применение мер финансовой и нефинансовой поддержки из предусмотренных законодательством в момент заключения контракта;
  • стабильность условий осуществления инвестиционного проекта и производственной деятельности, так как в отношении инвестора не применяются законодательные запреты, ограничения, обязательные требования к промышленной продукции, введенные после заключения контракта;
  • постоянство совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора.

На заключение СПИК могут претендовать лица, подтверждающие вложение инвестиций в проект в размере не менее 750 млн. рублей.

СПИК отличает:

  • индивидуальный характер стимулирования

СПИК заключается с конкретным субъектом деятельности в сфере промышленности – юридическим лицом. Ранее регулирование осуществлялось на отраслевом уровне;

  • комплексный и постоянный характер стимулирования

СПИК предусматривает системное применение мер финансовой и нефинансовой поддержки. При этом объект стимулирования – непосредственно выпуск промышленной продукции конкретного производителя. Ранее ключевым направлением промышленной политики было стимулирование инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности. Стимулирование носило локальный и временный характер.

Жанна Манкулова
Жанна МанкуловаРуководитель практики коммерческого права
Тел.: +7 (495) 902 66 82 доб. 1006
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
© 2024 ЛЕКСАР ПРО – специализированная российская юридическая компания. Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Тел./факс: +7 (495) 902 66 82

E-mail: info@lexarpro.ru