Госзакупки. Новые законодательные инициативы для субъектов МСП

Минэкономразвития России разработал предложения по совершенствованию механизма закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В настоящий момент проект федерального закона о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ, посвященный госзакупкам, находится на стадии общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=52925).

В интересах заказчиков проект предусматривает новое право заказчиков устанавливать обеспечение исполнения гарантийных обязательств, указанных в контракте. Размер обеспечения исполнения гарантийных обязательств должен составлять от 5 до 10% начальной (максимальной) цены контракта. Данное положение гарантирует заказчику надлежащее исполнение обязательств по контракту.

В целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок, снижения финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП), законопроект предусматривает гибкий механизм предоставления поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обеспечения исполнения контракта, а также обеспечения исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.

В частности, поставщик наделяется правом в ходе исполнения контракта изменить способ обеспечения исполнения контракта. В случае предоставления поставщиком нового обеспечения заказчик обязуется возвратить денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, в срок не позднее 15 дней с даты такого предоставления.

Законопроект сохраняет существующий подход к самостоятельному определению поставщиком способа обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств: предоставление банковской гарантии или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет.

При этом в отношении банковских гарантий в рамках поддержки субъектов МСП и снижения стоимости банковской гарантии предлагается смягчить правила. Положения проекта закона закрепляют возможность предоставления банковских гарантий, выданных банками, не включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении об осуществлении закупки не превышает 20 млн. рублей.

Также предусматривается уменьшение суммы банковской гарантии пропорционально размеру надлежаще исполненных обязательств в случае, если контрактом предусмотрены приемка и оплата отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Данное положение не распространяется на контракты о поставке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средство для оказания скорой, скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форе, лекарственные средства, топливо), а также о выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Предлагаемые изменения могут стимулировать участия субъектов МСП в закупках.

В тех же целях спланирована работа над проектом постановления Правительства РФ, предусматривающего расширение перечня исключений, которые не учитываются при расчете квоты поддержки МСП, а также развитие программы партнерства заказчиков (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=49138). Напомним, что программа партнерства представляет собой документ, разработанный заказчиком и направлена на формирование собственного реестра субъектов МСП заказчика. Программа дает возможность привлекать большее число субъектов МСП к госзакупкам, потому что содержит комплекс мер поддержки участников закупок из числа МСП. Так, в случае проведения заказчиком закупки только среди субъектов МСП, в случае заключения договора с субъектом МСП – участником программы партнерства, может быть предусмотрено авансирование в размере не менее 30% суммы договора.

Рассматриваемые предложения имеют отношение к мероприятиям по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р.

Малый и средний бизнес являются основными способами ведения предпринимательской деятельности в России. Правительство РФ рассматривает его в качестве одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. В свою очередь, закупки для государственных и муниципальных нужд представляют собой рынок с годовым объемом свыше 25 трлн. рублей (по данным 2015 года), в рамках которого возможна поддержка и развитие малых и средних предприятий.

© 2024 ЛЕКСАР ПРО – специализированная российская юридическая компания. Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Тел./факс: +7 (495) 902 66 82

E-mail: info@lexarpro.ru