«Регуляторная гильотина». обзор механизма

Согласно представленному на официальном сайте Минэкономразвития России (https://economy.gov.ru/) определению «регуляторная гильотина» представляет собой инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

«Регуляторная гильотина» предусмотрена Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, утвержденными Правительством РФ 29.09.2018, и реализуется на основании подп.«б» п.3 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом РФ 27.02.2019 № Пр-294, в соответствии с которым Правительству РФ необходимо при участии ведущих деловых объединений предпринимателей обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих отмену с 01.01.2021 всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом рискориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

Организационные и контрольные задачи, связанные с «регуляторной гильотиной», возложены на Правительственную комиссию по проведению административной реформы. В целях реализации механизма «регуляторной гильотины» сформировано более 40 рабочих групп. При этом задействованы федеральные органы исполнительной власти, экспертное и бизнес-сообщество.

Одним из ключевых документов «регуляторной гильотины» является План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины, утвержденный Правительством РФ 29.05.2019 № 4714п-П36 (далее – План), определяющий сроки и ответственных исполнителей по принятию нормативных правовых актов, необходимых для реализации указанного механизма. В частности, подлежат принятию федеральные законы, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные правовые акты (в рамках создания новой структуры нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля (надзора)), постановления Правительства РФ, предусматривающие признание утратившими силу, отмену или признание не действующими на территории РФ различных нормативных правовых актов и нормативных документов, содержащих обязательные требования.

На сегодняшний день нормативная база «регуляторной гильотины» активно формируется. Например, постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» дополнено действующими до завершения «регуляторной гильотины» специальными требованиями к направлению на государственную регистрацию нормативных правовых актов, затрагивающих обязательные требования; в Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260, внесены изменения, касающиеся порядка внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов; принято постановление Правительства РФ от 13.01.2020 № 7, которым признаются утратившими силу 1259 актов (их отдельных положений) РСФСР и РФ.

В Регламенте Правительства РФ, в частности, отражен перспективный объем понятия «обязательные требования», включающий обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер. Напомним, что согласно действующей редакции Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обязательные требования, как это следует из определения понятия «государственный контроль (надзор)», объединяют в себе требования, установленные данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Легальное определение понятия «обязательные требования» планируется установить в специальном федеральном законе «Об обязательных требованиях», принятие которого, равно как и федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», заменяющего Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, входит в число мероприятий, предусмотренных Планом. В настоящее время соответствующие законопроекты находятся на рассмотрении Государственной Думы.

Таким образом, реализация механизма «регуляторной гильотины» предполагает не просто дерегулирование в сферах осуществления государственного контроля (надзора), но и, помимо прочего, внесение в законодательство РФ имеющих принципиальное значение изменений, с учетом которых должны будут создаваться новые системы регулирования в сферах общественных отношений.

 

По вопросам, вытекающим из настоящей публикации, просим обращаться к ведущему юристу Петрову Илье Борисовичу по тел. +7 (495) 902 66 82 доб. 1010, а также по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

  

Илья Петров
Илья ПетровВедущий юрист
Тел.: +7 (495) 902 66 82 доб. 1010

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Мы готовы проанализировать Вашу ситуацию и дать свои рекомендации

© 2020 ЛЕКСАР ПРО – специализированная российская юридическая компания. Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Тел./факс: +7 (495) 902 66 82

E-mail: info@lexarpro.ru