Покупатели продукции, произведённой в рамках специального инвестиционного контракта, получат налоговые преимущества

Ранее  мы писали о том, что 23 мая 2016 года законодательно закреплены налоговые льготы, предусмотренные в связи с новыми предписаниями по импортозамещению и локализации (Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Примечательно, что наряду с понижением налоговых ставок для инвесторов – сторон специального инвестиционного контракта (далее также СПИК) были также установлены налоговые льготы по налогу на прибыль для покупателей их продукции, произведенной в рамках СПИК, – возможность применения специального коэффициента 2 к основной норме амортизации с 1 января 2017 года (подп. 6 п. 1 ст. 259.3. Налогового кодекса РФ). Ускоренная амортизация увеличивает собственные внутренние инвестиции налогоплательщика, которые могут быть направлены на развитие бизнеса. При этом они всегда доступны и не имеют стоимости (бесплатный налоговый кредит).

Таким образом, государство снова содействует формированию рынка сбыта продукции локализованных производителей, в данном случае через установление специальных преимуществ для её покупателей.  Напомним, что в июле 2016 года были внесены изменения в  Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые вводят новое основание для проведения закупки у единственного поставщика - осуществление закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом.  Изменения вступят в силу уже 1 сентября 2016 года.

В августе 2016 года в развитие поправок в Налоговый кодекс Минпромторг России подготовил проект постановления Правительства РФ, содержащий порядок отнесения амортизируемых основных средств, включенных в первую-седьмую амортизационные группы, к произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=52688).

Независимо от итогового текста проекта постановления уже очевидно, что возможность применения налоговых льгот  покупателем будет связана с наличием совокупности условий непосредственно в тексте специального инвестиционного контракта, стороной которого покупатель не является.

В частности, текущая редакция проекта постановления предусматривает, что  в СПИК должна быть перечислена промышленная продукция (наименование и код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции  по видам экономической деятельности) и ее характеристики, а также прямо указана возможность применения покупателями такой продукции налоговой льготы, установленной подп. 6 п.1 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ.

Пока не понятно, чем должны руководствоваться покупатели при исчислении налога на прибыль в отсутствие у них первоисточника – специального инвестиционного контракта, и не менее важно, как к этому отнесутся налоговые органы.  В таких обстоятельствах для покупателей продукции высока вероятность спора с налоговыми органами даже при правомерном исчислении налога.

Вероятно, решение вопроса могло бы лежать в структуре публичного перечня инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам. Проект  данного документа также подготовлен Минпромторгом России (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=52690). Однако текущая его редакция обозначенную проблематику не снимает: пока перечень состоит из 4-х пунктов, содержащих информацию о наименовании инвестиционного проекта, сведений об инвесторе, заключившем СПИК, дату заключения и срок действия СПИК, а также объем инвестиций, которые инвестор обязан осуществить в соответствии со СПИК.

Дополнительно отметим, что по разным источникам за прошедший год в России заключено более 20 специальных инвестиционных контрактов. В частности, в рамках мероприятий прошедшего двадцатого Санкт-Петербургского международного экономического форума состоялось подписание двух СПИК: между компанией «ЕвроХим» (прим.: крупнейший в России производитель минеральных удобрений) с главами трех регионов России, а также между немецкой компанией «Claas» (прим.: производитель высокотехнологичной сельскохозяйственной техники, прежде всего, комбайнов) и Правительством РФ. Какие-либо гарантии о соответствии в настоящем или в будущем ранее заключенных СПИК всем необходимым требованиям  в известных интересах покупателей соответствующей продукции отсутствуют.

В условиях потенциальной правовой неопределенности покупателям следует с особой тщательностью проработать вопросы защиты своих экономических интересов, в частности, при реализации законных прав на налоговые льготы, в том числе с учетом возможностей, предоставляемых гражданским законодательством (например, заверения об обстоятельствах).

Для получения консультаций по всем вопросам Вашей деятельности, вытекающим из настоящей публикации, просим обращаться к руководителю практики коммерческого права ЛЕКСАР ПРО Жанне Манкуловой.

Жанна Манкулова
Жанна МанкуловаРуководитель практики коммерческого права
Тел.: +7 (495) 902 66 82 доб. 1006
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы готовы проанализировать Вашу ситуацию и дать свои рекомендации

© 2019 ЛЕКСАР ПРО – специализированная российская юридическая компания. Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Тел./факс: +7 (495) 902 66 82

E-mail: info@lexarpro.ru